КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ УЧИТЬСЯ НА СВОИХ ОШИБКАХ?

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ УЧИТЬСЯ НА СВОИХ ОШИБКАХ?

Не стоит рассчитывать, что дети будут учиться на ошибках самостоятельно. Они постоянно учатся и всё время их навыки возрастают и корректируются поведением родителей. Обычно люди, которые обрели этот навык корректировать себя и менять своё восприятие, свой ход мыслей, своё отношение и своё поведение, являются наиболее удачливыми в своей жизни.
Человек, который умеет делать выводы из своих ошибок, можно сказать, обречён на успех. На самом деле, в человеке естественным образом заложена склонность, можно сказать, такая "микросхема" психики для того, чтобы автоматически самоусовершенствоваться, если он совершил ошибку.

Главная причина, почему взрослые или дети этого не делают, состоит в том, что они не чувствуют себя в безопасности, то есть, не чувствуют, что их прощают, не чувствуют вокруг себя атмосферы безопасности для признания своей ошибки. Естественная самоисправляющая реакция требует чувства понимания. Для того чтобы исправить свой просчет, нам в первую очередь необходима возможность получать любовь независимо от того, совершаем мы ошибки или нет. В той степени, в которой дети боятся совершать ошибки, они теряют свою естественную способность самоусовершенствоваться, то есть, эта "микросхема" естественного самоисправления перестаёт работать.
Беспокойство и тревога только провоцируют вероятность совершения новых и новых ошибок. Наказание или пристыжение детей в основном увеличивает беспокойство и ослабляет естественную способность к самоисправлению. Родителям надо помнить, напоминать себе о том, что дети с небес, поэтому самоисправление - это автоматический процесс, который в основном обеспечивается тем, что дети подражают родителям и сотрудничают с ними, а не благодаря пристыжению, посрамлению.

Главный механизм, который запускает эту систему самоисправления, самоулучшения - это подражание родителям и сотрудничество с ними, а не наказание, не страх наказания или пристыжения.
Даже если удастся избегать в воспитании ребёнка мер наказания, пристыжения, процесс самоисправления всё равно остается постепенным.

Каждый ребёнок имеет свой режим постижения каких-то новых навыков. Кто-то быстро учится кататься на велосипеде, в то время как кому-то другому нужно быть очень настойчивым и систематичным. Даже если родители делают всё хорошо, всё правильно, добиться того, чтобы ребёнок вёл себя каким- то определённым образом, например, за столом, можно лишь по истечении некоторого времени. Иногда для этого потребуется довольно много энергии, усилий и внимания. Поэтому, если детям иногда нужно больше времени, чтобы обрести какие-то навыки, это нельзя считать их недостатком. Но даже давая определённые указания, определенные наставления детям, мы уже можем скорректировать их поведение.

Родители таким образом учат ребёнка постоянной и радостной работе по улучшению себя. Это главное и, пожалуй, самое важное, что могут делать родители. Всё остальное зависит от ребёнка и будет сделано или произойдёт в положенное время, когда его судьба, под влиянием усилий его самого и родителей может обрести свое место.

(Лекции Р.Нарушевича)

0 комментариев