Как понять первоклассника: 9 советов

Как понять первоклассника: 9 советов

Как понять, нравится ли ребенку в школе и все ли там хорошо?
Дети очень часто своим поведением, своим лексиконом, своими эмоциями и реакциями передают миру какие-то скрытые сообщения. Скрытые, потому что явно они нам ничего не сообщают, вербально эти сообщения не оформляют, а иногда и вовсе не имеют такого намерения что-то кому-то сообщить, передать, поведать.
Но, родители должны быть первыми психологами собственного ребенка и уловить своим шестым родительским чувством, увидеть третьим глазом, прочитать между строк, почувствовать своей родительской интуицией, поймать неуловимое, когда ребенок посылает, вольно или невольно, скрытные сообщения миру и всем окружающим.
Кем вам придется быть – психологом, детективом, экстрасенсом, следователем по особо важным делам (а все дела, связанные с детьми, должны быть особо важными для их родителей!) или целителем – это уж у кого как получится. Лишь бы вы, уважаемые родители, не пропустили, вовремя уловили, почувствовали, почуяли и расшифровали скрытые сообщения, посылаемые миру вашим ребенком, и сразу же начали действовать, принимая адекватные меры. А как именно все это почувствовать, учуять и расшифровать – вам подскажет ваша родительское сердце. Главное, слушайте своего ребенка, наблюдайте за ним, общайтесь с ним и будьте в курсе всех его дел.
Внимание, мудрый взрослый! Будьте первым и главным психологом в жизни своего ребенка! Психологом или кем-то еще. Будьте ПЕРВЫМ и ГЛАВНЫМ в жизни своего ребенка.

Методики, позволяющие наладить контакт с ребенком
Ролевые игры у вас дома
Ребенок ничего не рассказывает, или толком объяснить про школьные проблемы ничего не может? Поиграйте с ним! Поиграйте … в школу. Станьте учеником, а его назначьте учителем. Учеников в вашей ролевой игре может быть несколько – по количеству вовлеченный в игру родственников. Играйте искренне, вовлеченно и самозабвенно. Увлекшись игрой, ребенок многое вам поведает. Не прерывайте игры, не приставайте с допросами – что и как – просто наблюдайте и подыгрывайте.

Общайтесь с ребенком, а не только обменивайтесь информацией в режиме «вопрос – ответ»
Если у вас получится наладить настоящее общение, а не просто обмен информацией, вы будете лучше понимать ребенка, находясь в курсе его дел и проблем в том числе. Начиная с ребенком разговор, подберите для этого подходящее время и место, создайте доверительную и доброжелательную атмосферу. Не начинайте свой разговор фразой: «А ну-ка подойди-ка ко мне, я хочу с тобой серьезно поговорить!». Начинайте разговор непринужденно, расслабленно и с юмором, возможно, вспоминая что-то забавное из своего детства и школьных лет.

Рисовальная терапия
Не получается разговор, не заладилась игра? Начните с ребенком … рисовать. Для начала расскажите ему о своих школьных учителях и одноклассниках, а потом нарисуйте забавные рожицы, их отображающие. Спросите, сможет ли ребенок нарисовать своих одноклассников и учителей. Устройте соревнование, кто из вас изобразит людей забавнее. Чем нелепее будут ваши рисунки, тем в больший восторг придет ребенок – ведь ему не нужны профессиональные художники, а нужны профессиональные мама и папа, его понимающие. Показывая ребенку свои рисунки, расскажите коротко, почему именно так вы изобразили там этих людей. Попросите ребенка объяснить его рисунки.
Предупреждение родителям. Чтобы заняться с ребенком рисовальной терапией строго воспрещается быть профессиональным художником и вообще уметь рисовать. Но очень даже разрешается быть любящим и мудрым взрослым с чувством юмора и такта.

Организовывайте внешкольный досуг ребенка
Разумеется, дети устают от школы, об учебы, от каждодневной рутины. Организовывайте жизнь ребенка так, чтобы в ней было много всего интересного ВНЕ школы и учебы. В жизни подрастающего человека не может быть одна только учеба. У него в жизни должно быть много самых разных дел, интересов и увлечений. А вовлечь ребенка в разные интересные занятия, привить ему разные увлечения могут и должны взрослые, находящиеся рядом. Чувствуете ребенок сильно устал? Переключите его внимание на что-то другое, не связанное со школой и учебой.

Фокус внимания
Не акцентируйте внимание на ошибках, неуспехах и оплошностях ребенка. Но всегда отмечайте его достижения и празднуйте его успехи. К сожалению, в нашей педагогике мы, как правило, зорко следим за ошибками, исправляя их красными чернилами и, увы!, не замечаем успехов.
Разговаривая с ребенком об успеваемости, мы говорим: «У тебя 4 ошибки в диктанте. Это – плохо». А ведь можно было бы сказать: «Диктант состоял из 50 слов. Ты 4 слова написал с ошибками, но 46 слов им написаны абсолютно верно. 46 безошибочно написанных слов – это очень хорошо!».
Или мы говорим ребенку так: «В пересказе текста ты сделал 5 ошибок. Это никуда не годится!». А можно было бы сказать так: «При пересказе текста ты произнес 40 предложений. 35 из них построены верно. Это – успех! 35 правильно построенных предложений! И мне так интересно было слушать твой рассказ!». Или можно было бы сказать так: «В прошлом учебном при пересказе текста ты говорил всего 20 предложений, делая при этом в среднем 5 ошибок. В этом году ты говоришь уже 40 предложений. Прогресс очевиден, а количество ошибок не увеличилось».
А мы говорим так: «Ты не решил 3 задачи в последней контрольной работе. Это – плохо». А можно было бы сказать по-другому: «Последняя контрольная работа была очень сложной. Она состояла из 8 задач, причем по разным темам. Тебе удалось решить 5 задач. 3 задачи не получились, их решения оказались ошибочными. Но мне понравилось, что ты боролся до конца. Даже после звонка ты продолжал сидеть за партой и искать решение этих трудных задач. Ты исписал целый лист черновика, пытаясь решить задачи сам, и не стал списывать готовых решений у товарищей. Ответы в трех задачах оказались неверны, но ты не сдал тетрадь с пустой страницей. Ты написал свои решения этих задач. Ты – молодец!»

Деликатность в общении с ребенком
Никогда не ругайте ребенка за какие-то его неуспехи в учебе в присутствии других детей и родственников. Возьмите за правило – обсуждение всех школьных сложностей и проблем только наедине. Если все же надо ребенка за что-то отчитать, не делайте этого несколько раз за одно и тоже дело, не припоминайте ребенку о его оплошности или ошибке.

Устраивайте ребенку праздники
И устраивайте домашние праздники. Праздник первой книжки, прочитанной самостоятельно. Праздник Букваря, когда тот успешно закончен. Праздник в честь первого школьного урока иностранного языка. И проч. Праздником можно сделать и первый день очередных школьных каникул, а также первый день зимы и вообще, что угодно. Придумывайте и празднуйте.

Помогите ребенку найти в школе друзей
Приглашайте к себе в дом одноклассников ребенка, подружитесь с их родителями. Устраивайте общие дела и праздники. Организуйте «Клуб первоклассных мам», в смысле мам первоклассников. Или бабушек. Или любых других любящих родственников.

Работайте зеркалом
Не отрицайте отрицательных эмоций ребенка. Человеку свойственно испытывать целую палитру самых разных чувств и эмоций. Да, среди них будут и негативные. Не надо за это детей ругать, одергивать или им это запрещать. Ребенок может и должен иногда плакать, расстраиваться и грустить. Не отрицайте негативные эмоции ребенка. Отразите любую такую эмоцию, как зеркало: «Слушай, как я тебя понимаю! Я тоже так нервничал, когда писал эти прописи. Помню, учительница меня часто ругала и исправляла все в тетрадке красными чернилами. Учиться трудно». Если разговор не получается, оставьте ребенка одного … попереживать, порасстраиваться, а, возможно, и поплакать. Пусть он останется наедине со своими эмоциями, испытав их сполна и успокоившись.

0 комментариев