3 комментариев

  1. Ссылки на другие материалы по общению (на основе книги "Да вместо нет" Джерри Викофф и Барбары Анелл) собраны здесь: http://vk.com/topic-48978_26922134

    Почему маленькие дети говорят "Нет": http://vk.com/wall-48978_11648

    — Давай я тебе почитаю.
    — Нет! Не хочу, чтобы ты читал(а)!

    Когда слышите этот протестующий крик, первая ваша мысль, возможно, такая: «Нет! Мой четырехлетний ребенок никогда не полюбит чтение!» или «Он должен любить, когда ему читают! Все дети это любят!» Причина отсутствия у ребенка желания слушать ваше чтение может заключаться в том, что ему трудно сидеть спокойно, что ему не нравится книжка, он не понимает многих слов или его внимание поглощено чем-то другим. Выясните, что конкретно его не устраивает.

    Полезные советы
    ===========

    ✔ Сделайте чтение вслух частью повседневности, чтобы ребенок ждал привычного времени, когда ему почитают.
    ✔ Пусть ребенок видит, как вы каждый день сами что-то читаете. Авторитетная ролевая модель мотивирует ребенка на освоение чтения.
    ✔ Ограничьте время телепросмотра, а когда ребенок попросит развлечений, предложите почитать.
    ✔Избегайте жаловаться на то, что каждый вечер вам приходится читать ребенку одну и ту же книгу. Повторение уже известного, постоянство и предсказуемость успокаивают детей.

    ВАША ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ - слова, которые вы произносите (вслух или про себя) и которыми определяется ваше отношение к ситуации. Внутренняя речь — это голос, который вы слышите у себя в голове и которым ситуация идентифицируется либо как неразрешимая проблема, либо как возможность привить ребенку важный жизненный навык.
    Помните, что все события нейтральны и становятся негативными или позитивными в зависимости от того, как вы их воспринимаете.

    Важно в первую очередь думать о вашем отношении к поведению ребенка — именно этим и будет определяться ваша реакция. Так, если вы воспринимаете нежелание ребенка идти вам навстречу как проявление неповиновения, ваша реакция, скорее всего, будет негативной. Если же вы воспринимаете сопротивление ребенка как возможность укрепить отношения и научить необходимым навыкам, действия ваши, скорее всего, будут ответственными и рациональными.

  2. Внутренняя речь
    -----------------------

    Не говорите себе:
    «Мне очень не нравится, что он никогда не хочет, чтобы я ему почитала. Если он не полюбит читать, ему не попасть в хорошую школу». Драматизация последствий сопротивления ребенка может спровоцировать чрезмерную реакцию на его протесты.
    «Очень не нравится» такой же выбор с вашей стороны, как, скажем, «любопытно» или «случайно ли?..». Выбор позитивной реакции поможет вам решить проблему.

    Вместо этого скажите:
    «То, что он не хочет, чтобы я ему сейчас почитала, вовсе не означает, что он не захочет читать в будущем».
    Напомните себе, что отсутствие у ребенка интереса к чтению — явление временное.

    Не говорите себе:
    «Меня так обижает, когда он не хочет, чтобы ему почитали. Я знаю, что чтение своего отца он слушает». Не воспринимайте отказ ребенка как выпад в ваш адрес. Когда он не хочет, чтобы вы ему почитали, он отвергает не вас, а всего лишь ваше предложение.

    Вместо этого скажите:
    «Я не буду принимать близко к сердцу нежелание ребенка слушать мое чтение».
    Когда ребенок пренебрегает временем, отведенным для чтения, помните о долгосрочных целях — совместном времяпрепровождении и привитии любви к чтению. Подключите свое воображение. Так вам легче будет справляться с отказом ребенка и вы будете мотивированы на продолжение практики чтения вслух.

    Не говорите себе:
    «Меня бесит его нежелание слушать мое чтение».
    Ваше раздражение не усилит интерес ребенка к чтению. Его отказ — нейтральное событие. Позитивный или негативный характер придает ему ваша реакция.

    Вместо этого скажите:
    «Я смогу справиться с этой временной заминкой в процессе привития ребенку любви к чтению».
    Подтверждение собственной способности пережить отказ ребенка позволяет вам оставаться открытым для поиска решений. Сохраняя спокойствие, вы даете понять ребенку, что уважаете его чувства и мнение.

    Не говорите себе:
    «Если он не полюбит читать, его учитель решит, что я плохой родитель».
    Беспокойство по поводу того, что вы не в силах контролировать — в данном случае реакции учителя, отвлекает вас от помощи ребенку в приобретении интереса к книгам и чтению.

    Вместо этого скажите:
    «Я не буду ломать себе голову, что подумают другие. Моя задача — помочь ребенку полюбить чтение».
    Сосредоточьтесь на привитии ребенку любви к чтению, которую он пронесет через всю жизнь, а не на том, чтобы кому-то понравиться.

  3. Разговор с ребенком
    --------------------------

    Не нервничайте. Не говорите:
    «Что с тобой? Почему ты не хочешь, чтобы я тебе почитала?»
    Не намекайте, что с ребенком не все в порядке, если он не хочет что-то делать. Тем самым вы говорите ему, что не соглашаться с вами нехорошо. Еще более усугубляет ситуацию ваше «почему», вынуждающее ребенка занять оборонительную позицию.

    Вместо этого стимулируйте обратную связь. Скажите: «Объясни мне причины своего нежелания слушать то, что я собираюсь тебе читать».
    Предложение высказаться снабдит вас ценной информацией, которая поможет откорректировать подход к занятию, повысить восприимчивость ребенка.

    Не пытайтесь вызвать чувство вины. Не говорите: «Я с трудом выкраиваю время, чтобы почитать тебе, а ты, оказывается, этого не хочешь. В чем дело?»
    Ваша попытка обвинить и пристыдить ребенка не научит его сотрудничать. Вы лишь заставите его замкнуться, разувериться в вашей способности воспринимать его истинные чувства и желания.

    Вместо этого расскажите, что ждет ребенка после чтения. Скажите:
    «Когда мы вместе почитаем до звонка таймера, ты сможешь поиграть со своими игрушками».
    Выражайте свои намерения и одновременно учитывайте намерения ребенка. Вы хотите заняться чтением, он хочет заняться играми.

    Не давите. Не говорите:
    «Чтение — важно, и я буду тебе читать, нравится тебе это или нет».
    Заставляя ребенка слушать ваше чтение, вы не вызовете у него желания читать. Никто не любит, когда его припирают к стенке — не делайте этого с собственным ребенком.

    Вместо этого проявите позитивный подход. Скажите: «Нам так было интересно читать эту книгу вчера вечером. Я думаю, что продолжение будет не менее увлекательным».
    Напоминание ребенку о том, как хорошо вы провели время за книгой в прошлый раз, может вновь вызвать у него желание послушать ваше чтение. Демонстрируя энтузиазм, вы заражаете им ребенка.

    (Конец отрывка).