СВОБОДУ НЕЛЬЗЯ ДАТЬ!

СВОБОДУ НЕЛЬЗЯ ДАТЬ!

В прошлый раз я начал разговор об отношениях деятельных и успешных родителей с детьми. Речь шла о том, что всегда занятые они чувствуют, что будто бы мало внимания уделяют детям. А захваченные замечательной идеей, что «детей надо баловать» – предоставлять им свободу, эти родители из самых добросовестных побуждений, не замечая того, волю детей парализуют, и невольно лишают их шанса быть свободными. Сегодня я хочу сказанное уточнить.


Свобода – это то, что приобретается только самостоятельно и непременно через сопротивление.
Когда мы якобы «предоставляем детям полную свободу» (разве что только не прыгать под автомобиль), мы фактически лишаем их необходимости самим нащупывать, выяснять чего им надо, и самим этого добиваться. В результате, не знающие, чего хотят, дети всегда будто остаются без нужного – всегда не удовлетворены.
Подогреваемые этой неудовлетворенностью малыши пребывают в двух состояниях. В одном ждут, когда им все дадут взрослые, и в отношении самих себя пассивны. В другом наоборот – даже очень активны. Но, если вы будете внимательными, то заметите, что их активность всегда направлена против чего-то или кого-то, и никогда не для себя!

Не зная, чего хотят, эти маленькие готовы взорваться протестом против всего. Против любой активности других. Для них все чувствуется навязыванием им того, что они не выбрали, навязыванием чужой инициативы – все «стеснение их свободы». Они постоянно демонстрируют свободность,.. то есть в действительности содержательную (имеющую для них смысл) активность только имитируют.
«Предоставляющие детям свободу» родители скрыли от малышей ту первую человеческую реальность, с которой те могли бы без лишних усилий научиться считаться. Которая просто есть и для них не обидна. Затруднили детям возможность осваивать эту свою первую человеческую среду – родителей. Затруднили возможность осваивать и реализовать свои (детей) собственные импульсы, побуждения, превращать импульсы в осознанные желания. Лишили необходимости и шанса в эту первую пору органично осваивать их (детей) собственную внутреннюю жизнь – самих себя.

Свободу нельзя дать! И как бы нам ни казалось, что мы мало детьми занимаемся, что мы виноваты перед ними, нам не надо лишать растущих людей встречи с нами, ведущими себя самими собой. Не надо лишать их ясности нашего существования и мешать им приспосабливаться к нам, таким, какие мы есть.
Дети примут нас любыми. А с нами, примут и факт существования других. Без возмущения примут и освоят необходимость существования всего сущего. Ведь свобода – это же освоенная необходимость.

(Михаил Покрасс)

0 комментариев